Всё, чем мы пользуемся, рано или поздно превращается в мусор, который надо регулярно удалять, иначе мы рискуем оказаться заваленными горами всякого хлама. Особенно остро проблема уборки мусора стоит в крупных городах, где постоянно скапливается большое количество отходов разных категорий – от ТБО до строительного мусора.
Прежде чем вывозить мусор, надо организовать его накопление. Раньше (а кое-где – и до сих пор) к решению этого вопроса подходили бесхитростно. Жильцы близлежащих домов высыпали отходы в кучу, расположенную на твердой площадке или просто в специально отведенном месте. Раз в несколько дней приезжал грузовик, и рабочие лопатами забрасывали накопившийся мусор в кузов. После чего его вывозили на свалку, где сжигали или закапывали.
Затем появились контейнеры. Погрузка мусора стала механизированной, поскольку на линию вышли автомобили с подъемниками, которые высыпали содержимое в закрытый кузов. Следующий вариант организации накопления мусора и его вывоза – бункеровозы. Бункер снимается с платформы автомобиля и устанавливается в месте сбора отходов. Через несколько дней, после его заполнения, приезжает машина с пустым бункером, который оставляет на площадке, а полный забирает и везет на свалку или на предприятие по сжиганию ТБО.
Последним словом в деле накопления мусора стали компакторы (пресс-контейнеры). Каждый из них представляет собой устройство из двух частей. Накопительная камера большого объема (до 18 куб.м. и более) соединена с прессующим блоком. Привод гидравлический или электромеханический. По мере заполнения контейнера его содержимое уплотняется. После того, как накопительная камера заполнена мусором, ее можно отсоединить от прессующего блока, погрузить на автомобиль и вывезти к месту утилизации отходов. Использование компакторов дает следующие преимущества:
- мусор уплотняется в 3–7 раз (точное значение зависит от вида отходов);
- сокращается число рейсов, вследствие чего экономятся трудозатраты и расходы на транспорт;
- можно обойтись меньшим количеством автомобилей;
- компактор намного более экологичен, чем обычный контейнер;
- полиграфические отходы после прессования можно сдавать в пункты приема вторсырья, получая прибыль.
Единственный минус компакторов заключается в их ограниченном использовании. Они не годятся для сбора мусора большой плотности, например, на строительных площадках.
Для вывоза отходов применяются специальные автомобили. Мусоровоз имеет закрытый кузов, объем которого обычно находится в пределах 3,15–24,0 куб.м., а также устройства для погрузки, уплотнения и выгрузки отходов (последнее – не обязательно). Грузоподъемность автомобилей – от 0,9 т. до 12,5 т. Для подъема контейнеров применяются манипуляторы, лифтдамперы, кантователи или фронтлоудеры. В пресс-камере мусор уплотняется трамбовочной плитой с коэффициентом 2,5–6,0. Выгрузка может осуществляться двумя способами: опрокидыванием кузова или с использованием выталкивающей плиты.
Мусоровозы составляют третью часть коммунальной техники. Почти все они изготовлены на российских предприятиях. Бункеры монтируются на шасси грузовых автомобилей отечественного и зарубежного производства.
По весу перевозимых отходов мусоровозы бывают:
1. Малотоннажные, грузоподъемностью от 0,9 до 3,3 т., вместимостью от 3,15 до 8,6 куб.м. Чаще всего ставятся на ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309. Достоинство – высокая маневренность. Предназначены для вывоза ТБО в небольших жилых районах.
2. Среднетоннажные, грузоподъемностью от 4,15 до 5,5 т., вместимостью от 7,5 до 11,0 куб.м. Устанавливаются на шасси ЗИЛ разных моделей, КАМАЗ-4308, МАЗ-4380 и т.д. Используются для удаления ТБО и крупногабаритного мусора, в т.ч. строительного. Хорошо себя зарекомендовали при вывозе мусора в густонаселенных жилых массивах, зонах отдыха, строительных площадках.
3. Крупнотоннажные, грузоподъемностью от 5,7 до 12,5 т, вместимостью от 16,0 до 24,0 куб.м. Работают на шасси КАМАЗ-43253, КАМАЗ-65115, МАЗ-5551, Урал-4320 и др. Эффективны при необходимости уборки значительных объемов мусора.
Классификация мусоровозов по способу загрузки
1. Фронтальная – только импортные.
2. Боковая – самые распространенные. Манипулятор грузоподъемностью до 700 кг поднимает контейнер и опрокидывает его в верхний приемный люк. В бункере есть камера прессования, толкающая плита (не обязательно) и задняя крышка. Выгрузка может проводиться самосвальным способом или при помощи плиты. Емкость контейнеров – от 0,36 до 1,1 куб.м.
3. Задняя. Имеют приемный ковш, который загружается вручную или механизированным способом. В бункере мусор уплотняется. При выгрузке опрокидывается кузов. Применяются, в основном, для удаления малых объемов ТБО, а также там, где нет контейнеров.
4. Бункеровозы (контейнерные автомобили).
5. Транспортные. Это те же бункеровозы, но для больших объемов и расстояний более 20 км. Вывоз может организовываться в два этапа, с заездом на мусороперегрузочную станцию.
Мусоровоз – это специализированный автомобиль, предназначенный для вывоза мусора. Он оборудован кузовом объемом от 3,15 куб. м. до 24 куб. м., а также погрузочным и уплотняющим устройствами. Выгрузка производится самосвальным способом или под действием выталкивающей плиты. В качестве подъемно-транспортных систем используются манипулятор, кантователь, лифтдампер или фронтлоудер. Грузоподъемность машин находится в пределах от 0,9 т. до 12,5 т. Уплотнение мусора происходит в пресс-камере, за счет движения трамбовочной плиты. Коэффициент уплотнения - от 2,5 до 6. Мусоровозы монтируется на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, Амур, КАМАЗ, МАЗ, Isuzu, TATA и Ford Cargo.
Машины для вывоза мусора составляют около 35% коммунальной техники, и потребность в них далеко не обеспечена. Поэтому сдача мусоровоза в аренду является делом востребованным и рентабельным. Для того, чтобы не держать на балансе дорогостоящую технику, покупать запчасти, платить зарплату водителю, организовывать хранение и т.д., многие фирмы предпочитают снять мусоровоз на определенное время. Для компаний, которые оказывают услуги по вывозу мусора, и хотели бы все-таки приобрести такую машину, но пока не имеют возможности, подойдет лизинг мусоровоза. Это аренда на срок более полугода с возможностью последующего выкупа.